Опыт обычно проводится для сравнения роста и плодоношения растений в разных условиях, поэтому при постановке опыта выделяются группы деревьев или кустарников. В самом простом опыте нужны две делянки: одна из них будет называться опытной, а другая — контрольной. Допустим, мы хотим посредством опыта узнать, как влияет удобрение аммиачной селитрой на урожай земляники—'насколько оно повышает урожай. В таком случае на одной грядке, которая будет служить опытной делянкой, мы вносим это удобрение, а на другой — на контрольной— этого удобрения не даем растениям. Сравнив урожай обеих делянок, мы получим соответствующий ответ самого растения.
Делянки с земляникой или кусты ягодников, отличающиеся друг от друга по условиям опыта, называются обычно вариантами опыта. В описанном опыте с земляникой, например, включено два варианта:
1. Выращивание земляники с удобрением аммиачной селитрой.
2. Выращивание земляники без удобрения селитрой.
Только правильно поставленный опыт дает верный ответ
Чтобы опыт дал верный результат, надо соблюдать одно очень важное правило: разница между делянками может быть только в одном условии, которое изучается в опыте, а все прочие условия должны быть совершенно одинаковыми, Пели, например, в предыдущем опыте с удобрением аммиачной селитрой на опытной и контрольной делянках были бы посажены разные сорта земляники, но при учете урожая мы не знали бы, отчего получилась прибавка урожая на опытной делянке — то ли от удобрения, то ли от того, что был посажен более урожайный сорт. Значит, работа по проведению опыта оказалась бы бесполезной. Важно также, чтобы растения на всех делянках были одного возраста.
На опытных делянках, а также на любом посеве в ноле норой можно увидеть, что отдельное растение заменю отличается от соседних по своему развитию, хотя уход за всеми растениями был одинаковый. Это — случайное уклонение, которое зависит от особых наследственных задатков, от природных качеств растения. Если несколько таких растений попадут на опытную или контрольную делянку при очень малых размерах этих делянок, они могут повлиять на итог опыта и привести к неточному выводу. Значит, чем больше количество растений включено в опыт, тем более точным будет его результат. Поэтому площадь делянок не должна быть очень малой.
Однако ограниченная площадь сада и трудоемкость работ не позволяют слишком увеличивать размер делянок и включать в опыт слишком много кустов ягодников (смородины, крыжовника, малины).
Более или менее удовлетворительные по точности результаты можно получить, если в каждый вариант в опытах с земляникой будет включено 30—40 растений; в опытах с укоренением черенков смородины — 50—60 черенков, в опытах с плодоносящими растениями крыжовника и смородины —по 5—6 кустов. Опыты с яблонями, вишнями, сливами на небольшом участке проводить нецелесообразно, так как из опытов на единичных экземплярах нельзя сделать достаточно точных выводов. Если есть возможность, желательно проводить опыт с повторностью, то есть повторять опыт дважды, на разных площадках, а вывод делать обобщенный, средний. Повторный опыт может провести кто-то из ваших товарищей.